Сколиоз. Что делать? Современные подходы к лечению.
Данный материал также доступен в виде подкаста.

В прошлом посте я рассказал, что такое сколиоз, какой он бывает и как проводится диагностика.
В сегодняшнем, расскажу о том какие существую современные подходы к лечению.

Тактика лечения сколиоза зависит от степени патологической деформации, возраста пациента, наличия осложнений.
В тяжелых случаях, при выраженной деформации позвоночника (Дуги более 40 градусов по Коббу) проводятся сложные нейрохирургические операции, когда в позвонки вкручиваются винты и устанавливаются специальные конструкции.
При менее выраженных степенях применяются корсеты, позволяющие зафиксировать позвоночник в положении нужной коррекции на длительное время в сочетании со специальными корректирующими методиками лечебной физкультуры.

В настоящее время в мире существуют, как минимум, семь основных школ по изучению и лечению сколиоза. К ним относятся:
• Школа Лиона из Франции
• Школа Катарины Шрот из Германии
• Концепция SEAS (Научно-практический подход к лечению сколиоза) Италия
• Подход Барселонской школы физической терапии Испания
• Школа Добомед из Польши
• Подход Бокового смещения Великобритания
• Метод Функциональной индивидуальной терапии сколиоза из Польши.
Подробнее остановлюсь лишь на двух самых популярных.

Метод Шрот
был разработан Катариной Шрот в 1920 году. У этого метода есть своя классификация сколиоза, которая строится на разбивании тела на блоки и анализе их взаиморасположения. Согласно классификации, Шрот, различные типы сколиозов всегда начинаются с основной дуги и сопровождаются соответствующими вторичными дугами. Это помогает разрабатывать индивидуальную методику лечения. Во время лечения используется специальное вращательное угловое дыхание и мышечная активация, и мобилизация.
Если объяснить по-простому, пациента обучают дышать особым образом, чтобы расширение грудной клетки во время вдоха происходило в запланированных местах, там, где изначально из-за деформации позвоночника находится зона «коллапса». А также используются специфические упражнения для активации нужных мышц различных отделов спины. Среди всех подходов, метод Шрот является одним из наиболее изученных и широко используемых для лечения сколиоза.
Многочисленные исследования были написаны доктором Хансом Вайсом, медицинским директором реабилитационного центра Катарины Шрот с 1995 по 2008 год, и доктором Мануэлем Риго, директором Школы физической терапии сколиоза в Барселоне. Их исследования [1,2] демонстрируют положительные результаты применения метода Шрот в отношении силы мышц спины, функции дыхания, боли, качества жизни и самооценки, замедления прогрессирования сколиотической дуги, уменьшения угла Кобба и снижения необходимости хирургического вмешательства. Однако, исследование, проведенное Куру и др. [4], показывает, что упражнения по методу Шрот, выполняемые в клинике, превосходят домашние программы.
Метод Шрот в основном используется для лечения идиопатического сколиоза у детей и подростков. Для лечения взрослых используются модифицированные методы системы Шрот, направленные на уменьшение боли и предотвращение прогрессирования сколиотической дуги.

Концепция SEAS
Научно-практический подход к сколиозу. Этот метод базируется на постоянном обновлении знаний и совершенствовании подходов для разработки индивидуальных программ упражнений из современных исследований и литературы, касающихся всех аспектов консервативного лечения сколиоза. SEAS основан на специальной практике самокоррекции, специфичной для сколиоза, для проведения которой не требуются дополнительное оборудование и средства и включающей в себя функциональные упражнения. Для определения необходимых упражнения конкретному пациенту, проводятся оценочные тесты.
Основной задачей методики является улучшение сбалансированности и функциональности позвоночника за счет активной самокоррекции. Упражнения тренируют нейромоторные системы, чтобы вырабатывать рефлекс самокоррекции осанки в повседневной жизни. Как и в методе Шрот используются дыхательные техники, такие как вращательное угловое дыхание. Активная трехмерная самокоррекция может быть воспроизведена в тысячах различных упражнений с «отвлекающими» ситуациями, которые влияют на нервно-мышечные соединения, чтобы повысить стабильность при выполнении движений, ежедневных действий и упражнений, таких как сидение, подъем и спуск по лестнице, балансировка на одной ноге с подъемом руки над головой, тем самым «укрепляя» нервно-мышечные связи, связанные с коррекцией позы. Метод SEAS можно использовать для подготовки к корсетированию, во время периода корсетирования и после снятия корсета. Метод может применяться для детей, подростков и взрослых.
В зависимости от возраста пациента ставятся разные цели: у детей это уменьшение величины сколиотической дуги, а у взрослых стабилизация позвоночника и предотвращение прогрессирования искривления.
Методика подходит для выполнения как при амбулаторном лечении (2-3 раза в неделю в течение 45 минут), так и в качестве домашней программы упражнений по 20 минут ежедневно в сочетании с сеансами экспертной физиотерапии 1,5 часа каждые три месяца.

В следующем выпуске моего подкаста "Лечебная физкультура и реабилитация" будет участвовать моя коллега, специалист по физической реабилитации, с которой мы работаем в команде. Она успешно прошла обучение по работе с пациентами с помощью концепции SEAS и уже несколько лет применяет ее в своей практике. Мы обсудим несколько актуальных практических вопросов, касающихся данной методики.

✅Подписывайтесь на мой Telegram канал, слушайте подкасты на платформах Яндекс Музыка, ВКонтакте и Apple Podcasts. Следите за новыми выпусками. Ну и конечно, берегите себя! Цените свое здоровье!


Источники:
1. Rigo M, Reiter CH, Weiss HR. Effect of conservative management on the prevalence of surgery in patients with adolescent idiopathic scoliosis. Pediatr. Rehabil. 2003;6(3–4):209–214. doi: 10.1080/13638490310001642054. [PubMed] [Cross Ref]
2. Weiss HR. The Schroth scoliosis-specific back school—initial results of a prospective follow-up study. Z Orthop Ihre Grenzgeb. 1995;133(2):114–7. doi: 10.1055/s-2008-1039421. [PubMed] [Cross Ref]
3. Hagit Berdishevsky, Victoria Ashley Lebel, Josette Bettany-Saltikov, Manuel Rigo, Andrea Lebel, Axel Hennes, Michele Romano, Marianna Białek, Andrzej M’hango, Tony Betts, Jean Claude de Mauroy, Jacek Durmala Scoliosis Spinal Disord., 2016
4. Kuru T, Yeldan İ, Dereli EE, Özdinçler AR, Dikici F, Çolak İ. The efficacy of three-dimensional Schroth exercises in adolescent idiopathic scoliosis: A randomised controlled clinical trial. Clinil Rehabil. 2016;30(2):181–90. doi: